Как в СССР делали музыкальных монстров.
Так, друзья, сегодня будет интересный и давно обещанный пост про то, как в СССР делали "музыкальных монстров" — советские электрогитары. Эта тема интересна главным образом тем, что на примере электрогитар отлично видно, как функционировали и другие отрасли советской промышленности — сперва подсматривали, что же там делается на "загнивающем западе", а потом пытались сделать что-то похожее в СССР, но получалось как правило во много раз хуже.
Отчасти именно поэтому мне смешны всякие рассуждения о том, что СССР "мог обеспечить своих граждан самыми лучшими товарами" — создание всего, что технологически сложнее выплавки чугунных сковородок и штамповки алюминиевых ложек, требует наличия конкуренции, свободного рынка, частной собственности и защищенности людей от произвола государства — словом, качественно иной свободной среды и всего того, чего не было в СССР.
Итак, в сегдняшнем посте мы узнаем, как в СССР делали музыкальных монстров под названием "электрогитары".
Как всё было на «загнивающем западе»?
Начнём с того, что электрогитару (как и тысячи других полезных вещей) изобрели не в СССР, а на том самом "загнивающем Западе", который в СССР всячески хаялся и порицался. Первый магнитный датчик, названный позже "звукоснимателем", был изобретен в 1924 году Ллойдом Лоэром, который работал в компании Gibson — это привело к целой революции в джаз-бандах 1930-40-х годов и их дальнейшему развитию — появлению рок-групп и целому вееру новых жанров гитарной музыки.
На западе (главным образом, в США) электрогитары прошли большой эволюционный путь, чтобы примерно к 1960-м годам стать доминирующим инструментом в поп-музыке. Занимались этим (и занимаются сейчас) главным образом, две фирмы — Fender и Gibson. Немного расскажу вам про творческий путь создателя одной из этих компаний.
Лео Фендер, "отец гитарной музыки", изобртетатель и предприниматель, родился в 1909 году. С самого детства Лео тяготел к электронике — собирал и разбирал радиоприёмники и любил посидеть с паяльником. В 1938 году Лео открывает свой магазин по продаже и обслуживанию рдиоаппаратуры под названием "Fender Radio Service", куда вскоре к нему стали приходить лидеры местных групп за усилителями и колонками. Помимо любви к технике, у Лео была также предпринимательская жилка и любовь к музыке — и он много думал о том, как же дать новым музыкальным коллективам новый инструмент для творчества.
Лео Фендер основывает фирму по производству гитар. В послевоенные годы джаз-банды стали постепенно выходить из моды, а новым коллективам нужно было более громкое звучание инструментов (так как размеры танцплощадок стали расти). Также новые инструменты должны были быть более простыми в уходе, настройке, и производстве — именно так появились первые цельнокорпусные электрогитары.
В 1949 году Лео Фендер создаёт свой прототип под названием Fender Esquire — позже эта гитара была переименована в Fender Telecaster, в честь появившегося "новомодного" телевидения. Гитара выглядела очень круто, отлично звучала и при этом была чрезвычайно проста — имела цельную деку и гриф, услиленный анкерным стержнем (чтобы его не "вело" от натяжения струн). Исполнитель мог переключаться междву двумя звукоснимателями гитары — что давало возможность выбирать различный тембр звучания. Несмотря на простоту, на гитару была получена целая куча патентов, которыми были защищены нововведения и изобретения Лео.
В 1953 году Лео Фендер выпускает Fender Stratocaster — который стал, пожалуй, самой массовой и узнаваемой электрогитарой в истории. Гитара имела не один, а два выреза на корпусе (что обеспечивало лучший доступ к верхним струнам), имела анатомические вырезы на корпусе (для лучшего прилегания к телу гитариста), имела не два, а целых три звукоснимателя, более тонкий гриф, а также машинку-"тремоло", что позволяло извлекать из инструмента "плавающие звуки".
Ещё Фендер изобрёл и создал первую массовую бас-гитару — как говорится, ещё один плюс к заслугам.
Про Gibson много рассказывать не буду, скажу лишь — что если гитары Fender традиционно более популярны в легком роке и поп-музыке, то гитары Gibson традиционно чаще используются для музыки тяжелой — всякого там металла и прочего, из-за более "мясистого" и тяжелого звучания.
В этом пункте нам важно понять вот что — в открытом западном обществе электрогитары появились не "из-под палки", а как ответ на потребности населения (в частности — рок-групп). И фирма Fender, и фирма Gibson создавали свои инструменты почти как самолёты — разрабатывали множество прототипов, исследовали звучание той или иной породы и возраста древесины, думали над тем, как улучшить датчики-звукосниматели и т.д., затем получали патенты — это был целый эволюционный процесс, результатом которого стали прекрасные инструменты.
А что было в СССР? А там было всё иначе.
Как не нашли советского Лёню Фендерова.
А теперь давайте посморим, что было в СССР. Собственно, пост начинается только здесь — всё что было написано выше, это просто для представления мировых тенденций. Советская культура развивалась (по крайней мере, старалась это делать) в отрыве от мировой, и всякие там ВИА и рок-группы поначалу считались в СССР "агентами империслистической разведки", которая не мытьём, так катанием хочет развалить СССР изнутри — по вечерам комсомольцы, вместо того чтобы читать переписку Энгельска с Каутским в зелёной обложке, вдруг захотят попрыгать под музыку длинноволосых хиппи — ну куда это годится!
Позже, когда стало очевидно, что Хор Заслуженных Артиллеристов Имени Пятницкого и хороводы девиц в кокошниках — это совсем не та музыка, которую слушает молодежь, было решено "разрешить" отечественные рок-коллективы — мол, пусть лучше слушают наше, чем буржуйское, а то непонятно, о чём там поют — может, Брежнева и заместителя начальника по кадрам товарища Сулугунина ругают.
Так стали появляться советские ВИА, музыку для которых писали советские композиторы. ВИА должны были на чём-то играть — западные инстурменты покупать было дорого (нужна была валюта), да и как-то некошерно, так стали появляться отечественные электрогитары.
Если вы думаете, что в СССР появился свой Кулибин, какой-нибудь там Лёня Фендеров, то вы сильно заблуждаетесь — для этого нужна была вся свободная эволюционная среда — с конкуренцией, с настоящими радио-чартами, с свободной молодежью — которая была на западе и которой не было в СССР, и появление такого изобретателя в подобной среде было попросту невозможным.
Советские товарищи решили сделать иначе — на многочисленные фабрики балалаек, мясорубок и лодочного оборудования стали идти "партийные разнарядки" по производству электрогитар — партия приказала обеспечить страну "вёслами" — извольте сделать. И многочисленные директора многочисленных фабрик стали думать, что же им предложить советским ВИА.
«Экспериментальная фабрика баянов имени Советской Армии».
Советская власть подошла к производству электрогитар со всей серьезностью, решив победить "вероятного противника" если не качеством, так количеством — а, у них там есть Фендер и Гибсон (небось безродные космополиты, симпатизирующие к тому же израильской военщине)? Что нам их пять гитарок, мы завалим их доселе невиданным количеством
Электрогитара "Урал-650":
И на всевозможных заводах и фабриках по всей стране начали клепать
Электрогитара "Тоника" и одноимённый бас:
Но внешний вид то такое, главное качество. Сказать, что советские электрогитары были некачественными — это не сказать ничего. В школьные годы ваш покорный слуга имел честь поиграть на примерно четырех советских электрогитарах — так вот, играть на "этом" было совершенно невозможно. Во-первых, у всех советский гитар был толстый как полено гриф — анкерный стержень внутрь ставить не научились, и для того, чтобы струны не "повело", приходилось делать гиф невероятной толщины. Часто это полено перевешивало корпус, и гитару при игре приходилось поддерживать.
Электрогитара "Крунк Даблнек":
Во вторых — вся гитарная фурнитура была крайне низкого качества. Лады быстро окислялись и темнели, с хромированных деталей облезало покрытие, всё трескалось и разваливалось, колки не держали строй, машинка-"флойд" скрипела и могла убить внезапно вылетевшей (со скоростью пули) пружиной. Дерево было тоже очень плохое — что-то из мягких пород, совершенно не резонирующее и не звучащее.
Электрогитара "Элгва":
Разумеется, играть на этом всём было совершенно невозможно — гитары были очень "тугие", струны резали пальцы, звукосниматели толком не звучали, вдовесок всё это фонило и имело кучу паразитных шумов и помех. В общем, если вы далеки от музыки — представье себе старый трухлявы "Запорожец", поставленный рядом с "Мерседесом" 2018 года — вот примерно такая же разница была между советскими гитарами и инстурментами от Fender и Gidson.
Электрогитара "Форманта":
В общем и целом — советские электрогитары годились только на то, что а-ля Курт Кобейн разбивать из о сцену. И то, боюсь что в случае с советскими гитарами — пострадала бы не гитара, а сцена.
Это был хитрый план?
Нормальные коллективы и ВИА старались достать себе заграничные инструменты — обычно музыканты на гастролях всеми правдами и неправдами старались достать инструмент от Fender или (реже) от Gibson — доходило даже до того, что исполнители покупали в музыкальных комиссионках отдельные части фирменных гитар — гриф, деку, звукосниматели, и после чего собирали уже с Союзе более-менее приличный инструмент. Таких "переделок" ходило очень много в годы Перестройки — к примеру, известный светлый "Fender Telecaster" Вячеслава Бутусова из ранних выступлений "Наутилуса" оказался не фирменным инструментом, а переделкой — от фирменной гитары там был только гриф и датчики.
А что было делать ансамблям, у которых не было возможности купить себе фирменную западную гитару? Можно было довольствоваться инструментами из стран соцлагеря (Iolana, Musima или LedStar), но и их было достать сложно — и поэтому ребята были вынуждены играть на советских "дровах".
И я не исключаю, что именно в этом и был хитрый план советской власти — мол, попробуете поиграть на наших говногитарах, расхотите музицировать — и "западной заразы" в виде рок-групп у нас в стране будет меньше, останется только сводный заслуженный орденоносный хор трубачей-пожарных.
Подробнее
(ССОО Tl L
„ МШ FG&CP ^>14 . Республиканское промышленное WÇÆ I объединение по производству Московская экспериментальная <Ьабрика музыкалыих инструментов II9I2I,Москва,I-й Тружеников пер., 15 Наименование изделия Артикул Цена Дата à PCT — Футляр мягкий для электрогитар л * S. Уг- о ■ а э-79
СССР,музыка,гитары,изобретение,политика,политические новости, шутки и мемы,на всякий случай
А по поводу отношения в совке к иностранной музыке напомню:
Советские гитары были действительно редкостное дерьмо которое никогда не строило,
Я был гордым владельцем нескольких "Уралов", но вот дизайн был ворованым, просто в отличии от чехов и прочих присоюженых стран, которые воровали у фендера и гибсона, в совке воровали в основном европейсткий дизайн. А в частности чаще всего италию
https://www.vintageandrare.com/product/Vox-VOX-PHANTOM-VI-1966-Black-23180
http://gretschpages.com/forum/other-guitars/crazy-anniversary-gift-from-the-better-half/51686/page1/
https://www.premierguitar.com/articles/20875-weird-guitars-vintage-freak-show?page=2
http://gretschpages.com/forum/other-guitars/crazy-anniversary-gift-from-the-better-half/51686/page1/
еще "учился играть" на разных советских акустических веслах
бтв, держал в руках какой то советский бас (вроде тоника), ну либо закос под него (ни маркой ни годом не интересовался). Говно говном, эти датчики отказывались пердеть только когда втыкался в цифру с кучей свистелок и перделок, а про эргономику и удобство дизайнер корпуса явно не думал совсем, даже у гитар формы "стрелы" смысла больше.
Куда интереснее легенды о советских струнах - неужели с ними всё было настолько плохо?
ты говоришь "но все же говорят что зависит и делают из дерева, тоже потому что зависит"
Из дерева делают, потому что этот миф не вымер, а древесина дороже стоят. Самый китайский китай, бтв, может сделать гитару из спрессованных опилок.
Гитарист может почувствовать вес, может почувствовать вибрации от струн. И он может поверить в то, что слышит разницу, легко, самовнушение никто не отменял.
https://www.fender.com/articles/tech-talk/do-different-woods-affect-your-electric-guitar-tone
"The strings might not directly touch the wood, but the energy from a strummed string is transferred from the bridge and nut into the body and neck, creating frequencies that move through that wood.
Then how could the wood not play a role in your guitar’s tone? Generally, heavier woods like mahogany resonate differently than a medium-bodied wood like alder and a lighter wood like basswood."
Источник, правда, нихуя не авторитетный
"Из дерева делают, потому что этот миф не вымер" - это не миф. Дерево остаётся лучшим материалом для электрогитар потому что плотность дерева влияет на качество звука, его резонанс. При соотношении веса и качества, дереву конкуренции нет. Лучший способ проверить звук гитары, это сыграть теппингом или флажками. Даже настроенный совок, на нормальных звучках таким способом не может выдать нормальный звук. Потому что материал - говно ватное. Тоже самое с пресованным китайским фуфелом.
Диванные гитаристы со своим ютубом. Гитару в руках толком не держали, а всё считают себя умнее других. Ну делай гитары из лопаты и поймёшь сколько требуется мучаться с электроникой, что бы убрать всё то говно из звука.
флажолеты не выходили потому, что зазор между грифом и струнами был колоссальный, туда не то что мизинец влезал, там хуй помещался (опять же из за отсутствия анкеров), вкупе с титаническим натяжением струн (из-за убогих конструкций машинок) не то что флажки, просто квинты и аккорды было трудно брать, непонятное количество кнопок, выключателей, переключателей, тумблеров и регуляторов выводило звук гитары на какой то космический уровень, все пищало, фонило, скрипело, пердело и так далее.
Однако, поменяв гриф, убрав звучки, выпилив всю электронику и воткнув новую, гитара оживала, хотя фактически от нее оставалась одна дека.
Были у нас ребята умельцы, которые и из половых досок гитары (деки) клеили, на уроках труда, и в прочих гаражах. но это было начало 00х, с инструментом тяжело было, один музыкальный магазин на всю область, даже какой нибудь бюджетный флайт был клевой вещью. Вот и придумывали как быть.
Да, кто ж спорит. У меня флажки получились на совковой гитаре, после того, как я поменял её на китайский SX.
Такая же как эта.
Хуй знает, где ваша крона добавляется. Акотивные, блять, датчики, в совке? С такой толстой обмоткой звукачей и низким сигналом на выходе, пф-ф.
На Эльтах и Тониках, да, весь темброблок был из входа, двух крутилок тона и пятипазиционного переключателя. При всём этом минимализме, как для совецких гитар. Темброблок было тяжелый и гнул пластик пикгарда на котором крепился. Добавьте к этому сингловые звукачи по размеру с современным хамбакером.
При всём этом, пространство внутрии деки вырезалось, чуть ли не полностью. Процентов так 80 пустоты скрываемой пластиковым пикгардом сверзу и говняной фанерой снизу. А если ещё добавить систему Тремоло. О да, пустотельная электрогитара, богиня звука.
"Разве там не 2-4 потенциометра, в зависимости от модели, пара резисторов и переключатель/ли? " - Пф-ф, 4-6 резисторов не хотел? А регулятор громкости на каждый звукач и общий для всех, не? А три-четыре фильтра, без всяких примочек, прямо в твоей гитаре? А фуз? ФУУУУУУУУЗ. И всё это дело соединяется толстым экранированным проводом. О да детка. Вот это я понимаю настоящая схема. Сделана так охуенно, что не один вражеский агент не сможет её понять.
Именно так выгледят внутренности Уралов, Аэлит, Стелл и Соло. Фуз прихуярили на Форманту.
"But when you sort out the CRAZY electronics, fix up the neck, and re-fret the muther, well, you got something that sounds really goooooooood!"
В переводе. Я выбрасил оттуда всю говняную электронику, выравнял гриф, отстроил мензуру и поставил нормальные блять струны. И да, теперь ОНО звучит.
Суть в том, что в совке про анкер, мензуру, СТРУНЫ никто не слышал. Гитару покупали и играли сразу с магазина, как оно, че оно. Умели только самые одарённые в гаражах дворов. Остальные либо мучались либо мудрили. Сейчас же, знаний о гитарах и их обслуживанию больше, даже у самого начинающего гитариста. Мастеров рукастых дофига развелось тоже. Поэтому настроить это палено, что б умелые руки наконец то смогли сыграть можно.
Любой совковый инструмент в руках музыканта сегодня это мастеровой инструмент. Где от оригинала остаётся (окромя корпуса) фурнитура. Всё остальное, нахуй и в окно. Ибо говно-говёное.
Только в наших диких краях хороших мастеров днем с огнем не сыщешь. Про качественную электронику вообще молчу.
Столько комментов и ни одного упоминания)
Посоветуйте с чего начинать учиться играть на электрогитаре ? Может какие самоучители есть ?
Как вообще начать приобщаться к этому делу ?
Звучит банально - но начни с классики, на всяких 911tabs миллион таб. Поиграй любимые группы (если конечно это не Origin или какой другой Technical Death Metal), если нет электро - можешь даже на акустике. Если позволяют финансы - не бери "дешевый гитар для поучиться" - это все вырванные годы. Возьми дешевого старого японца и корейца, с нормальной геометрией грифа и электроникой, чтобы можно было воткнуться хотя бы в гитар риг и спокойно уже работать над техникой. Ну и имей в виду, что понадобится какой-то простенький аудиоинтерфейс с Hi-Z входом, чтобы комфортно играть в линию комплюктера.
Для начала купи гитару.
БАЗОВЫЕ УМЕНИЯ ИГРЫ НА ГИТАРЕ. Правильно сидеть, держать гитару, брать аккорд и пр. Как удобно - не получиться, к этому нужно приучиться. Элементарная настройка гитары, тоже не сразу может получиться. Онлаин-самоучители - говно. Найди либо препода, либо знающего. Внешняя оценка важна. То, что слышишь ты, не обязательно тоже самое, что слышат другие.
Если знаешь, как держать гитару. Тогда учи блядскую ПЕНТАТОНИКУ, бенды, вертушки, хаммер-оны, пул-офы. И особо важно, очень важно приобщить себя к ебучему МЕТРОНОМУ. Это техника, это ВАЖНО.
Базовая теория музыки - ВАЖНО.
ВРЕМЯ - минимум 4 часа в день репетиций, если уже имеешь начальную базу игры на гитаре. Не меньше.
Какие песни играть в самом начале пути. Русский Рок - три аккорда и баре. Ебашишь Кино и Осень. Да, на электро, да. Ну ладно, вот грамотный набор для начинающего. Хотя хз, для самых при самых это сложно.
Ну тут ещё удобные уроки, кстати да, хоть и на испанском но есть табы.
https://www.youtube.com/channel/UCpypU2XLYmOsf36xgcgrW3w
А по поводу настройки - это вообще нормально, что струны, отстроеные по тюнеру дребезжат? "Играю" тихо и это сильно слышно на фоне комбика.
Низкая мензура. Кривизна грифа.
Особенности звукоизвлечения.
Отзвуки.
Тут нужно определиться. Если ты говоришь, что играешь в тихую, то скорее всего это нормально. Такое дребезжание это отзвуки металических струн. ПОпробуй записать гитару в линию на комп (можно и через микро, но если микро слишком близко к гитаре то всё будет слышно). Все эти отзвуки будут не слышны. А вот если будут, то это одно из двух. Неправильное звукоизвлечение или расстояние между грифом и струнами слишком низкое.
С первым, на записе как бы заметно где неправильно взял ноту или медиатором аж струну выдернул или сильную атаку сделал.
Во втором случае дребезжание будет появляться на определённых ладах. Гриф кривой, мензура низкая крч. На словах описать, как это проверять и устранять сложновато. На ютабе много видосов, так, что проблем не составит.
"Электрогитара фирмы "Урал" имеет силу удара при неполном замахе порядка 10КилоТонн!"(с)