Майнинг конфликта и катастрофы. Чем путинский человек отличается от советского http://carnegie.ru / политика (политические новости, шутки и мемы) :: философия :: много букв :: идеалогия

идеалогия философия много букв ...политика 

Майнинг конфликта и катастрофы. Чем путинский человек отличается от советского


http://carnegie.ru/commentary/75408


Как социалистический проект заставил демократию стать более гибкой, социально ориентированной, так и нынешняя российская пропаганда заставила Запад вспомнить о собственных базовых принципах – не экономических уже, а этических. Попытка довести мир до предела, до гипотетической катастрофы, искусственно размыть онтологическую границу между добром и злом обернулась, напротив, восстановлением этих границ


В авторитарном обществе возникает специфический феномен – слияние человека с личностью вождя. Восемнадцать лет Владимира Путина у власти – достаточный срок, чтобы сформировалась новая идентичность: как был человек сталинский или брежневский, так же теперь мы имеем основания говорить и о путинском типе человека.


Нужно ли этот тип рассматривать в широких рамках советского или постсоветского проекта?


Понятие «постсоветский» – как маникюр или завивка, оно не отражает сущностных изменений. Принципиальное разграничение по-прежнему проходит по границе советский/несоветский. В недавнем письме министру культуры члены Общественного совета при том же министерстве недаром пишут, что фильм «Смерть Сталина» унижает «достоинство советского человека» – это определение, как мы видим, не потеряло актуальности для нынешней власти.


Уникальность человека путинской эпохи в том, что во многих своих проявлениях он сегодня выглядит как бы более советским, чем при советской власти (при этом его экономическое поведение по факту скорее несоветское). Как такое возможно?


Как пуля в полете раскрывает свои качества, – пусть бы она и пролежала до этого на складе много лет, – так и советский человек раскрылся полностью лишь в постсоветское время. Причем именно тогда, когда стало казаться, что «все закончилось» – спустя десятилетия. Речь, конечно, не о внешних атрибутах лояльности, вроде веры в победу коммунизма, – они осыпались. Зато советское проявилось в глубинных установках, привычках, реакциях, моделях поведения. Это глубинно советское вне советского проекта предстало сегодня словно бы в экспериментальной чистоте, в стерильном, выпаренном виде. Будем называть эту советскую сущность, чтобы избежать путаницы, советскостью.


Советскость проявила себя прежде всего в языке, в особой манере высказывания. Это своеобразный феномен – язык-насилие, он словно бы стремится лишить вас достоинства, индивидуальности, осадить или, выражаясь по-шукшински, «срезать». При этом он, в отличие от советских времен, экспрессивен, ситуативен, реактивен – он не ищет опоры на авторитеты, а складывается по ходу высказывания, подзаряжается от собственных слов – в своем роде это автономный источник энергии.


По форме это советская риторика, но обогащенная более древними конструктами – вариант советско-имперского или советско-клерикального языка. Подобные лингво-смысловые гибриды зарождались еще в 1980-е, накануне краха идеологии. Тогда советский человек в поисках опоры примерял все имеющиеся в распоряжении маски политического. Однако никакого реального альтернативного опыта, кроме мистической, спиритической связи с досоветским прошлым, у него быть не могло, это в любом случае были лишь проекции. Обожествление царского времени, национального или религиозного чувства было лишь оболочкой, но советский генеральный принцип насилия при этом сохранялся в виде неприятия конкурентов, выбора, полемики, вообще Другого.


Важно понять: не путинский проект создал эти гибриды, но он их концептуализировал.


Ноу-хау путинского режима в том, что он ничего не создавал заново – ни идеологии, ни речи, ни принципов. Он лишь дал этой советскости проявиться в полную силу. Дал ей выход, дал раскрыться подлинному, подпольному, если угодно, советскому человеку Достоевского.


Именно этой энергией «излета советской пули» до сих пор и пользуется Кремль, но любой полет конечен. В новелле, в народе называемой «Мартин Алексеевич», из романа «Норма» – дебютного произведения Владимира Сорокина, написанного на излете советской власти, в 1983 году, – описана, как только сейчас стало понятно, эта самая советскость, ее зарождение и распад. Советский человек закончится вместе с речью; но прежде он должен выговориться до конца – до буквы, до звука. Что, собственно, сегодня мы и наблюдаем: тотальный процесс выговаривания из себя советского. Этот «мартин алексеевич» и есть сама советскость, язык насилия, который направлен на других, но уничтожает в итоге самого себя.


Советская идеология апеллировала к универсальным концептам: свобода, равенство, дружба народов. Путинский человек – как бы локальный, камерный в отличие от рассчитанного на большие залы советского человека. Он перестал «жить миром», оказался оторван от универсалистских корней, связывающих его с человечеством. Парадокс – это произошло тогда, когда, казалось бы, связей с миром стало в тысячи раз больше.


Кухня и двор

«Представитель российской власти высмеял такого-то» (оппонента) – теперь частое клише в российских СМИ. Язык пропаганды более всего напоминает язык кухни, причем коммунальной. На коммунальной кухне, выражаясь языком Негри и Харта, нет истории, а есть только событие – оно теперь и определяет мировоззрение. Язык коммунальной кухни – это способ с помощью языка, превентивно оградить себя от возможного посягательства; он не доверяет никому и во всяком видит угрозу, поэтому он всегда на взводе. Отсюда эта странная смесь сарказма и злорадства, которые также играют роль своеобразной защиты от Другого.


Другое важное в этой вселенной слово – «двор». Константин Гаазе ввел его в широкий политологический оборот, имея в виду двор царский. Но слово универсальное, тут речь идет о принципах советской дворовой культуры.


Кухня и двор – точки сборки советскости.


Ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Дмитрий Громов отмечал, что мощный социально-возрастной слой дворовых подростков сложился в СССР в 1950–1980-е годы. В середине 1970-х в СССР фиксируют возникновение нового феномена, отчасти напоминавшего дореволюционный: появление крупных хулиганских банд, поделивших советские города на районы, враждующие между собой. Враг обычно назначается по простому территориальному принципу – например, заводские против городских. Но и это – условность; смертельно враждовать могут два района, которые ничем не отличаются друг от друга. Эта схема воспроизводится один в один почти во всех советских республиках, краях и областях.


Почему пик низовой агрессии пришелся на времена относительно вегетарианские, на 1970-е? Это можно объяснить парадоксальной компенсацией: по мере ослабления внешней тоталитарной системы снизу возникает доморощенная, собственная квазитоталитарная система. Своими силами создается еще одна несвобода – внутри уже имеющейся общей. Парадокс, но советский двор и «район», несмотря на их «незаконность», ничуть не противоречат советской системе – они как бы подтверждают ее в радикальном виде или передразнивают.

Двор – микромодель советского мира. Это прежде всего неприятие мира модерна, мира открытого. Открытость – враг двора. Его закрытость – сакральная ценность. «Сходство (дворовых подростков по всему СССР. – А.А.) обнаруживается в социальном составе, распределении ролей, выборе мест для тусовок и драк, мотивации проведения драк, закономерностей раскручивания конфликтов…» — пишет Дмитрий Громов.


Двор враждует не потому, что существует кто-то чужой. Двор сам производит чужого, перефразируя Сартра. Это и есть его важнейшая функция. Советский двор производит Чужесть. Жить в ситуации неизбежного конфликта и создавать конфликт самому – это разные вещи.

Прославляемый сегодня как «школа мужества» советский двор – это пространство архаизации, тупиковых коммуникаций и уничтожения смысла. Он создает конфликт из любого подручного материала (национальность, имущественное неравенство, месторасположение). Но это всегда – средство; единственная цель – производство конфликта буквально из ничего, на пустом месте. Это простейший способ подростковой отрицательной самоидентификации, но впоследствии он становится единственным способом обретения идентичности. И соответственно – комфортным состоянием.


Советские кухня и двор – это места добычи, выработки, производства конфликта.


Можно сказать, что нынешняя российская пропаганда занимается тем же – она производит конфликт, часто уже ради него самого. Это и есть философия кухни и двора, перенесенная сегодня в публичное пространство с помощью пропаганды: важно не то, что говорится, – важно как. Она в первую очередь безвозмездно делится с вами насилием, ненавистью и презрением к любым универсалиям.


Мир к началу 1990-х уже был виртуальным и вовсю производил символический продукт – вместо чугуна и стали. Россия поздно влилась в эту символическую экономику, и ей приходилось искать собственный эксклюзив. В качестве такого эксклюзива ситуативно сложилась торговля конфликтом – сначала, в «лихие девяностые», буквально физически, на внутреннем рынке; затем в 2000–2010-е насилие перешло на символический уровень, преобразовавшись в специфический язык ненависти, язык пропаганды. Это и есть наш вклад в мировой аматериальный труд, по Негри и Харту. Затем советский человек попытался это ноу-хау – умение производить конфликт – капитализировать, поставляя его на мировой рынок.


Советская жизнь приучила людей бескорыстно ненавидеть, компенсировать несвободу внешнюю внутренним насилием по отношению друг к другу. У нас хорошо получается ссориться, ругаться, ненавидеть; мы не умеем договариваться и даже презираем это как проявление слабости; мы умеем производить конфликт буквально из воздуха, из ничего. Накоплены неограниченные запасы насилия, а также навыки его производства. Мы производим то, чему нас научила советская власть, – недоверие и агрессию. Мы майним конфликт, выражаясь современным языком.


Радио- и телепропагандисты, фабрика троллей или пранкеры, спикеры министерств – это все производители конфликта, и надо признать, в большинстве своем они производят его бескорыстно, потому что только этим умением и обладают. Фабрика троллей майнит конфликт уже в мировом масштабе. Тролли работают не столько в пользу одного из кандидатов, сколько ради желания«подпитать атмосферу враждебности и хаоса».


Человек катастрофы

Другим ноу-хау советского человека 2.0 является производство катастрофы.


Короткий пост певицы Елены Ваенги в связи с акцией Pussy Riot в 2012 году обессмертил ее: формула «попробовали бы они это…» за последующие годы превратилась в универсальную. Недавний пример – реакция в сети на выступление школьника Николая Десятниченко в Бундестаге: «Попробовал бы он это в Кнессете» (имеется в виду – выступить с той же речью). 

Братом-близнецом этой фразы является знаменитое «можем повторить».


Оба этих выражения помогают понять суть того, что называется катастрофическим мышлением – психологической особенностью путинского человека.


Пытаясь понять, где корни этих выражений, вспоминается и другая загадочная фраза: «Сталина на вас нет», – сохраняющая популярность вот уже лет шестьдесят. Это угроза насилием, хотя и неосуществимым. Таким образом обозначается крайняя точка, худшее, что может случиться. Эта угроза амбивалентна, поскольку несет опасность в том числе и для самого говорящего. Другое дело, что он не всегда это осознает.


Российский сумрачный гений в последнее десятилетие вывел формулу «символического краха»: довести ситуацию до предела, поставить мир в тупик, обессмыслить любое начинание. При этом угрозу в принципе реализовать невозможно, и говорящему это прекрасно известно. Это всегда угроза словом – гипотетическая, мысленное доведение ситуации до катастрофы, до крайности; любую плохую ситуацию превратить в абсолютно плохую, из которой нет выхода, заглянуть за край.


Говорящий одновременно как бы и желает этого, и ужасается возможным последствиям – сам себя пугает? – нельзя никогда понять, какова его цель на самом деле. Получается, что он вольно или невольно желает катастрофы, в том числе и самому себе, видя в этом своеобразную сатисфакцию.


Одновременно катастрофа стала синонимом настоящего, искренности и душевного комфорта. И даже синонимом своеобразной веры.

В сущности, пропаганда является сегодня таким постоянным заглядыванием за край. Заглядыванием в ад. Конечно же, чтобы спасти «настоящие ценности» и компенсировать потерю смысла.


Откуда в советском человеке 2.0 скрытая тяга к катастрофе? Это болезненная компенсация за крах советского проекта. Человеку советскому обещали, что крах капитализма и победа коммунизма неизбежны. Вместо этого крах постиг сам коммунизм. Катастрофа – это как бы обратная сторона обещанного коммунизма. Его изнанка. Раз катастрофа случилось с нами, пускай она случится и со всеми остальными, иначе несправедливо. Советское мышление оперировало десубъективизированными категориями (массы, буржуазия, классы); нынешнее мыслит в похожих категориях неназванных «темных сил», «мирового правительства», «Запада».


Советский человек продолжает инстинктивно, в качестве самозащиты искать все те же обещанные Марксом «закономерности развития истории», которые как раз и предполагали катастрофу капитализма. Тут мы наблюдаем удивительный синтез коммунистической идеи и эсхатологии: обе живут ожиданием Конца, и вера в его приближение парадоксальным образом становится последней Надеждой. Недавний конфликт в Каталонии, например, оценивался кремлевскими комментаторами как «аналог распада СССР» и ставший уже штампом «крах Евросоюза». По форме похоже, но по сути нет: Евросоюз не тоталитарная империя, а экономический союз; даже с выходом каких-то стран (Британии, например) конструкция не обвалится.


Мышление в рамках катастрофы искажает картину мира, лишает доверия, способности к диалогу и в конечном счете лишает веры в человека. Советское сознание не может привыкнуть к тому, что решает всегда индивидуум, а не массы. Что у мира нет «заокеанского хозяина» и решения принимает свобода в лице человека.


Итак, путинский человек умеет производить конфликты и катастрофу – и пытается сегодня продать это умение на мировом рынке. Как это повлияло на мир?


Спасение смысла

В прошлом году исполнилось десять лет со дня смерти философа Жана Бодрийяра. В российской коллективной памяти от него осталось, пожалуй, только слово «симулякр». Между тем важнейшая идея Бодрийяра – своеобразное манихейство, к которому он пришел еще в 1980-х. Мир стал слишком стерильным, из мира изгнано зло, но без него добро исчезает тоже, наступает онтологический хаос, нарушается привычный бытийный баланс.


Бодрийяр писал об этом, конечно, с целью теоретической деконструкции, но в России эту идею поняли (как всегда) догматически, как буквальное руководство к действию. То есть стали деконструировать мир буквально – напоминая, что «человек неизменно плох», с помощью цинизма подрывая основы человеколюбия, коммуникации и мировой политики.


Когда говорят, что у путинской идеологии нет философской базы, это не так: покопавшись, там можно найти и отголоски идей Хайдеггера (слияние вождя и народа в единое тело), и Карла Шмитта (режим чрезвычайного положения как подтверждение суверенитета). Но главный источник – Бодрийяр (видимо, в силу его публицистичности и популярности в 1990–2000-е). У него почерпнута и творчески переработана идея о возвращении «достаточного зла» для баланса.


Первым эту идею неосознанно артикулировал бывший замглавы администрации президента Вячеслав Сурков. Собственно, ту же идею он излагает в завуалированной форме в недавней статье«Кризис лицемерия»: не надо придумывать новое, мир был и останется плох, давайте вернемся к «старому доброму злу» – государству, за которым нужно оставить право на насилие. Делается это, разумеется, чтобы избежать худшего зла – хтонического, неконвенционального, такого, как мировой терроризм. «Мириться лучше со знакомым злом, чем бегством к незнакомому стремиться». Иначе – ад.


Но ад все не наступает вопреки пророчествам. Мир постмодерна оказался сложнее, чем предполагал Бодрийяр. В открытом обществе всегда находятся скрытые резервы, противоядие, новые эффективные решения. Они возникают не сверху, не директивно; они вырабатываются самим обществом. «Миллионы одномоментно принимаемых людьми решений на местах», по Фридриху Хайеку, являются главным преимуществом свободного рынка по сравнению с плановой экономикой. Теперь мы можем применить формулу Хайека и к выработке моральных решений.


Свободное общество, как и свободный рынок, эффективнее вырабатывает моральные нормы, нормы сосуществования – чем государство, которое спускает их сверху, директивно. Как и плановая экономика, плановая мораль – как сейчас в России – не успевает за изменениями внизу, которые происходят каждодневно. В свободном обществе решение принимают люди, а не вожди или концепции.

Это можно назвать новой философией коммуникации. Дело даже не в соцсетях, не в технологиях, а в умении и готовности людей договариваться самостоятельно. Это и является сегодня главным противоядием конфликту и катастрофе. Антидвором и антикухней. Именно способность людей договариваться и помогает каждый раз избегать политического и социального ада. И для того чтобы обрести смысл, не обязательно заглядывать за край пропасти.


Другой тезис Бодрийяра – что мир постмодерна есть сплошная подделка – также был понят российскими политтехнологами впрямую, как данность. Раз мир стал подделкой, раз все позволено и границ между добром и злом больше нет – об этом тоже писал Бодрийяр, значит можно без всякого зазрения самим создать в России симулякр, имитацию демократии.

Но одно дело – десубъективация, виртуализация, «измельчание личности», сложившиеся в Европе и Америке в результате естественного развития экономики, раскрепощения, прозрачности, глобальных сетей – как побочный эффект демократии. А другое дело – сознательное превращение демократических принципов и институтов в имитацию, в глобальный аттракцион; попытка подделать не только принципы, но и эмоции самих людей.  


И тут случилась парадоксальная вещь. Если западный мир прежде и ощущал себя подделкой, то на фоне нашей подделки он как бы обрел свою новую сущность. Можно сказать, обрел настоящесть. Россия сыграла роль кривого зеркала, посмотревшись в которое Запад вдруг опять обнаружил себя в качестве субъекта. Тем самым путинский проект вернул Западу его собственный смысл, который был утерян в 1990–2000-е. За это Запад может быть благодарен Путину.


Как социалистический проект заставил демократию стать более гибкой, социально ориентированной, так и нынешняя российская пропаганда заставила Запад вспомнить о собственных базовых принципах – не экономических уже, а этических. Попытка довести мир до предела, до гипотетической катастрофы, искусственно размыть онтологическую границу между добром и злом обернулась, напротив, восстановлением этих границ.


Россия опять тут послужила отрицательным примером, увы. Столкнувшись с грубой подделкой, пародией на себя, Запад нащупал точку опоры. Сработал обратный эффект: реакцией на пропаганду стало возвращение к обсуждению базовых понятий свободы, принципов демократии, прав человека.


Особенно это проявилось в реакции на миграционный кризис и последовавший за ним правый реванш, который рассматривается уже в рамках психологии – как глобальный «реванш насилия», который на самом деле есть попытка общества защититься от стремительной модернизации. Кое-где этот «правый марш» достиг тактического успеха, но в целом правая идея пока не смогла взять верх в Европе.


Так, советский человек вне советского проекта выступил невольным спасителем смысла эпохи постмодерна. В наше время трудно надеяться на восстановление «настоящего», но оно возникло от обратного, «благодаря» во многом действиям России. Тут поневоле задумаешься о промысле или, по крайней мере, о том, что в истории ничто не пропадает без следа, все для чего-то нужно – просто мы не всегда догадываемся для чего.




Подробнее
идеалогия,философия,много букв,политика,политические новости, шутки и мемы
Еще на тему
Развернуть
Ладно-ладно, прочел!

> путинский человек умеет производить конфликты и катастрофу – и пытается сегодня продать это умение на мировом рынке
> нынешняя российская пропаганда заставила Запад вспомнить о собственных базовых принципах – не экономических уже, а этических

В принципе остальной текст обволакивает эти тезисы обьяснением, повторением и не всегда к месту вставленными умными словами, без которых можно было бы и обойтись
kotia1 kotia1 13.02.201800:52 ответить ссылка 5.1
Фигасе этот текст форсят. Боюсь утюг включать.
cityrat cityrat 13.02.201800:23 ответить ссылка -0.2
что это за "этот" и где еще форсят?
Видишь там наверху серая простыня? Если напрячь ослабленное онанизмом зрение, то ты увидишь, что она состоит из отдельных букв, складывающихся в слова. Это и есть "этот текст".

А форсят по всем соцсетям все люди доброй воли. На фейбуке сегодня раза три в ленте попалось.
cityrat cityrat 13.02.201800:33 ответить ссылка -2.8
Гениально! Я спрашиваю о том, откуда он взялся, кто автор и почему его форсят
Ответ на первые два вопроса найден, бинго! Ответ на последний очевиден: потому что это очень хороший текст, умный и правдивый, затрагивающий глубокие чувства хороших людей, отчего они хотят поделиться им с другими хорошими людьми. Мы же не можем предположить, что такой достойный человек, как Шендерович, рекламирует материал карнеги-центра из корыстных побуждений?
cityrat cityrat 13.02.201804:31 ответить ссылка -0.8
Например тащемта.
Л Виктор Шендерович
ЩЙШ 10 февраля в 19:49 Shared via AddThis ©
Очень интересный текст Андрея Архангельского.
...и....... I и
	irar-
	
^ . *JF ¿¿to*?	8 I I
Майнинг конфликта и катастрофы. Чем путинский человек отличается от советского
Как социалистический проект заставил демократию стать
вот оно как...
теперь придется гуглить что это за тип.
А хотя нет, ну это нафиг)
Я инженер. У меня компетенции и знаний не хватает, что бы полностью понять данный пост, согласиться или оспорить и прочее.

Хуй его знает, короче.

Но Путин - пидр. Так то.
Xrono Xrono 13.02.201800:25 ответить ссылка 10.1
Краткость высказывания - признак таланта.
Все гениальное - просто.

бессмертные гениальные цитаты и высказывания:
"ты пидор"
(с) анон
плановая мораль отличный тезис
regeesod regeesod 13.02.201800:33 ответить ссылка 0.9
Подитожив прочитанное, единственное, что я могу сказать - "я нихуя не понял". Подобные тексты обостряют во мне чудовищное ощущение собственной неполноценности.
Aratrok Aratrok 13.02.201800:38 ответить ссылка 0.0
Для того и пишутся.
Если коротко, условный Западный мир потерял пару точек опоры и из-за нарастающей виртуальности информационного пространства стал вещью в себе. Россия, сделавшая калькированную западную культуру у себя, добавила в это варево черпак своего художественного виденья. Западный мир это увидел, перекрестился пяткой и припомнил ницшеанскую фразу, про взгляд в бездну и взгляд бездны в тебя. И вновь вернулся к понятиям, вроде свободы, равенства и братства, на которых был построен, но которые философски деконструировал.
Прикольно. Imebal таки выполнил свою угрозу по части дофига экстремистских текстов. Оно и к лучшему, нам явно скоро понадобится внятная риторика, направленная против отборных выродков, занявших руководящие посты в стране. Ибо как повествует пост немного ниже, про посаженного студента-юриста, к репрессиям этим товарищи перешли неумело, но с любовью.
"выполнил свою угрозу по части дофига экстремистских текстов"
ЧЕМ СИЛЬНЕЕ
ВАШИ РЕПРЕССИИ
щ
Чем сильнее ваши репрессии, тем больше мы будем делать репостов.
Стереотипы, ярлыки. Есть ли вообще этот "путинский человек", сколько его? Никакой конкретики.
Любой ватник тебе в пример.
>сколько его?

Больше, чем надо
Автор разливался мыслью слишком активно - только вода и осталась, уже без мыслей.
ValD ValD 13.02.201801:01 ответить ссылка 5.2
Я конечно как критик буду являться тем ещё хуем, но по моему данный текст слишком художественный, слишком много описательных элементов, которые вставленны непонятно зачем.

А по поводу самого текста, надо не забывать, что после развала Союза к власти не пришли "либералы", которых клеймят, а остались в большинстве своём всё теже советские люди, но эволюционировавшие. Они уже владеют не только властью, как отдельный слой бюрократов в СССР, а так же успели приватизировать что надо. Впрочем, как и говорилось, к таким ещё и присоединились "дворовые", которые в последствии превратились в бизнесменов.

Ах да, и ещё, я почему то всё чаще убеждаюсь, что если кое-кто захочет, то 90-тые могут с лёгкостью вернуться, ведь люди всё теже.
Поток сознания же, ну.
прочитал первые несколько абзацев. сплошные бездоказательные тезисы написанные в духе "с точки зрения банальной эрудиции".
+ 1 Поток сознания же.
Отправить в клуб любителей кургиняна
golem2k golem2k 13.02.201802:34 ответить ссылка -2.2
Вода вода вода, ну хоть в бассейн сходил
Fotir Fotir 13.02.201803:55 ответить ссылка -1.8
В целом креатиф годен, без предпоследнего абзаца.
Пост-советский путинский режим описан гениально. Большущий плюс.
Но правый "анти-социалистический" настрой американских (и части европейских) налоголательщиков описан на уровне университетского профессора-левака. Pity AF.
kotan88 kotan88 13.02.201805:15 ответить ссылка 0.5
Интересно, интересно. Если экстраполировать видение на реактор, который является редким примером умения договариваться через сарказм и юмор, то раздел анона с "ты пидр" обретает новые онтологические смыслы.
"Двор враждует не потому, что существует кто-то чужой. Двор сам производит чужого, перефразируя Сартра."
Метко и ёмко.
А что за оригинальная фраза Сартра, никто не знает случайно?
Только зарегистрированные и активированные пользователи могут добавлять комментарии.
Похожие темы

Похожие посты
Все сдохнут, а мы попадем в рай это,People & Blogs,,"Все сдохнут,а мы попадем в рай" - главная фраза этой идеологии...
Тимур Батрутдинов
Интервью полностью на канале "А поговорить?" - https://www.youtube.com/watch?v=iv-theKJ9w4
подробнее»

песочница политоты политика,политические новости, шутки и мемы батрудинов идеалогия видео,video

Все сдохнут, а мы попадем в рай это,People & Blogs,,"Все сдохнут,а мы попадем в рай" - главная фраза этой идеологии... Тимур Батрутдинов Интервью полностью на канале "А поговорить?" - https://www.youtube.com/watch?v=iv-theKJ9w4
Корреспондент NY Times Дэвид Шиплер где-то во второй половине 70-х встретился со старшеклассниками в Московском дворце пионеров.
"Это были не простые дети московских рабочих, а отпрыски обеспеченных семей, дети ученых и дипломатов. Они учились в спецшколах, занимались в кружках по изучению США, Аф
подробнее»

политота,Приколы про политику и политиков цитаты текст на белом фоне СССР

Корреспондент NY Times Дэвид Шиплер где-то во второй половине 70-х встретился со старшеклассниками в Московском дворце пионеров. "Это были не простые дети московских рабочих, а отпрыски обеспеченных семей, дети ученых и дипломатов. Они учились в спецшколах, занимались в кружках по изучению США, Аф
у	Советская Белоруссия
12.8К subscribers
Pinned Message
ф Фамилии названы, ячейки вскрыты. Лука...

4 4 ф Нелегальные беженцы из Литвы убежали в Белоруссию и рассказали творимых литовской военщиной ужасах:
"На площади собрали женщин, потому что мужиков больше нет. Женщины, девочки, старики. И
подробнее»

политика,политические новости, шутки и мемы песочница политоты Советская Белоруссия нелегальные беженцы из Литвы Буквы на фоне трёхлетний мальчик удалённое

у Советская Белоруссия 12.8К subscribers Pinned Message ф Фамилии названы, ячейки вскрыты. Лука... 4 4 ф Нелегальные беженцы из Литвы убежали в Белоруссию и рассказали творимых литовской военщиной ужасах: "На площади собрали женщин, потому что мужиков больше нет. Женщины, девочки, старики. И