А ведь они еще сто с гаком лет назад начинали о чем-то догадываться...
Помните ли, господа, как еще летом, еще задолго до "Плевны", мы вдруг вошли в Болгарию, явились за Балканами и онемели от негодования. То есть не все, это первым делом надо заявить, даже далеко не половина, а гораздо меньше, - но всё же вознегодовавших было значительное число и раздались голоса. Голоса корреспондентов из армии и потом тотчас же голоса в нашей прессе, особенно в петербургской. Это были горячие голоса, убежденные, полные самого добродетельного негодования...Всё дело вышло из-за того, что обладатели голосов этих шли, как известно всему миру и особенно нам, спасать угнетенных, униженных, раздавленных и измученных. Еще до объявления войны я, помню, читал в самых серьезнейших из наших газет, при расчете о шансах войны и необходимо предстоящих издержек, что, конечно, "вступив в Болгарию, нам придется кормить не только нашу армию, но и болгарское население, умирающее с голоду". Я это сам читал и могу указать, где читал, и вот, после такого-то понятия о болгарах, об этих угнетенных, измученных, за которых мы пришли с берегов Финского залива и всех русских рек отдавать свою кровь, - вдруг мы увидели прелестные болгарские домики, кругом них садики, цветы, плоды, скот, обработанную землю, родящую чуть не сторицею, и, в довершение всего, по три православных церкви на одну мечеть, - это за веру-то угнетенных! "Да как они смеют!" - загорелось мгновенно в обиженных сердцах иных освободителей, и кровь обиды залила их щеки. "И к тому же мы их спасать пришли, стало быть, они бы должны почти на коленках встречать. Но они не стоят на коленках, они косятся, даже как будто и не рады нам! Это нам-то! Хлеб-соль выносят, это правда, но косятся, косятся!.."
Я только с той стороны говорю, что нашу "деликатность" перед Европой и наш просвещенный европеизм мы-таки умеем иногда наверстать по-своему у себя дома, где Европа не видит уже нас и не смотрит, да и по-русски не понимает. А Болгария - это ведь дома. Мы их освобождать пришли, значит, всё равно что к себе пришли, они наши. У него там сад и имение, так ведь это имение всё равно что мое; я, конечно, не возьму у него ничего, потому что я благородный человек, да, правда, и власти не имею, но всё же он должен чувствовать и навеки быть благодарным, потому что раз я к нему вошел, - всё, что у него есть, это всё равно, что я ему подарил. Отнял у его угнетателя турка, а ему возвратил. Должен же он понимать это... А тут вдруг его никто и не угнетает - какая обидная неприятность, не правда ли?
Ф.М. Достоевский,
ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ
1877
Еще на тему
ССЫЛКА
Регаем нуба, делаем 2 поста, чутка плюсуем. Хуйня остается в сале, ватная бомба на главной.
http://russ-ad.livejournal.com/162582.html
Кстати, солдатам, хоть и подневольным, тоже было приятно чувствовать, что они, понимашь, несут свет и освобождают от бремени. Идеологическая накачка пехтуры - она стара, как мир. Во время Зимней войны рядовой красноармеец тоже поначалу верил, что идет освобождать финнов от злобных помещиков, и очень удивлялся, когда те не только бежали от "освободителей" прочь, но и постреливали из лесов.
Именно, это второе состоит в том, что, по внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому,— не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными! Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь, повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают. Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа, так Россия, отняв их у турок, проглотила бы их тотчас же, «имея в виду расширение границ и основание великой Всеславянской империи на порабощении славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени». Выставят как политическую, а потом и научную истину, что не будь во все эти сто лет освободительницы-России, так они бы давным-давно сами сумели освободиться от турок, своею доблестью или помощию Европы, которая, опять-таки не будь на свете России, не только бы не имела ничего против их освобождения, но и сама освободила бы их. Это хитрое учение наверно существует у них уже и теперь, а впоследствии оно неминуемо разовьется у них в научную и политическую аксиому. Мало того, даже о турках станут говорить с большим уважением, чем об России. Может быть, целое столетие, или еще более, они будут беспрерывно трепетать за свою свободу и бояться властолюбия России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее.
Ф.М. Достоевский,
ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ
1877
(К балканским народам они, конечно, не относятся - это я так, к слову)
1. Болгары отдавали "кровную дань" - первенца в семье и отправляли в стамбул на обучение, большинство становились янычарами, помимо прочего, из них делали религиозных фанатиков. В болгарской литературе популярны драмы про то, как дети в последствии убивали родителей, а потом узнавали об этом.
2. 3 церкви на 1 мечеть - туфта. 1 церковь на 3 мечети, и церковь должна быть ниже чем мечеть.
3. Насаждался турецкий язык, в каждом доме должна быть комната, красиво украшенная, всегда чистая и в ней подставка под коран и собственно коран. За отсутствие наказывали или казнили - под настроение.
4. Статус болгар - рабы. Под игом они находились 5 веков.
5. Многие уходили в партизаны и сбивались в дружины. Называли их "хайдути", гайдуки/хайдуты по-русски. Не от хорошей жизни. Таких отрядов были сотни, многие формировались в соседней румынии, где их не жаловали, потому многие доходили до бессарабии - нынешняя молдова, где селила российская империя всех беженцев - болгаров, гагаузов (турки-православные), немцев(это уже последствия другого конфликта). До сих пор юг молдовы кишит болгарскими сёлами, а у гагаузов даже своя автономия. В этих самых поселениях так же собирались ополчения и отправлялись партизанить в болгарию. Так же ополчения из бессарабии присоединились к русской армии, в том числе и молдаване.
Не так уж и сладко им жилось, вообщем.
С болгарами тогдашними он вряд ли общался, хотя кто знает, но уж точно в болгарии его не было, чтобы делать такие выводы. То что он предугадал и истолковал верно исторические события это хорошо, но добавил уж очень много творчества.
А так-то да. Маленькие живописные домики в селе хороши. Или для привлечения туристов.
2. Достоевский никогда не был в Болгарии, поэтому пишет исключительно чужое мнение с чужих слов (у мен.
3. Если не ошибаюсь, то единственный выезд Достоевского в Европу закончился для него игроманией и сливом кучи деньги в рулетку. Но это конечно на его мыслях никак не могло отразиться...
Но главное, что цитатка красивая, не так ли?
Царь&Со грабили хлеб у крестьян, и продавали за бугор. Сбыт ограничивала Турция,подробности в Википедии.
Поэтому очень хотелось взять, и освободить Царьград с проливами от басурман. Чтоб свободно зерновозы проходили.
Хорошо, что царю тогда не удалось воздвигнуть крест над Святой Софией, вероятно, мой пра-прадед помер бы с голоду.
С тех пор распахали Великие равнины, хлеб, отобранный у крестьян, стал экономически нерентабельным. Но вековая мечта о "славянском единстве" почему-то очень популярна у потомков тех крестьян.
Только реалии РИ были таковы,что железные дороги использовались апять же для воровства,а не как магистрали для поездов-зерновозов,что было бы не хуже кораблей.
ну а потом-завоевать тот же Босфор в царских глазах выглядело проще,чем что-то организовывать,или ,не дай боже,поборотся с коррупцией.
Александр III так и разбился на поезде.