1/2 - Ты можешь гордиться Достоевским, можешь не гордиться, но это часть твоей культуры. Ты чувствуешь что-то типа единства, принадлежности к этой культуре? Так и с остальным. Это банальная эмпатия.
3 - В бразильских фавелах, например, многие дети становятся преступниками в малом возрасте, но они все равно являются частью действующих там преступных группировок. А вырастая, становятся полноправными участниками. В стране ты рождаешься, да, но после совершеннолетия ты обладаешь всей полнотой прав, в том числе менять систему, покинуть её, или даже остаться в ней овощем на полке - это тоже священное и неотъемлемое право гражданина.
4 - Скажу честно, именно это меня и раздражает сильнее всего. Даже если россиянин понимает, что он является частью этой страны, и оплачивает творимую страной хуйню, он все равно будет беспомощно хлопать глазами и спрашивать совета. А потом еще и недовольно ворчать, что каких-то хуёвых советов надавали. Это трехлетнему карапузу простительно стоять на месте и звать мамочку, чтобы она прибежала и разобралась с тем, что карапуз наложил в штаны, но вы ведь взрослые люди. И при этом не в состоянии сами что-то сделать, просите, чтоб вам рассказали, показали, помогли. Некоторые даже имеют наглость требовать прийти и сделать. Инфантильно грустить над тем, что "простые люди ничего не могут сделать". Взрослейте, учитесь принимать решения, брать на себя ответственность. Может даже как-то организовываться, в конце концов.
1 и 2 сразу - ты, кажется, неправильно меня. Это нормально. И гордость за общее дело, и ответственность за общие факапы. Просто у россиян все очень сильно искажено: как гордиться, так до истерики, а как ответственность - так моя хата с краю, это не я. Как если бы немцы отмахивались от преступлений Рейха, но зато так гордились бы своими автомобилями, что устраивали всенародные гуляния в их честь, ходили бы по улицам и скандировали "АВ-ТО-БАН! АВ-ТО-БАН!"
3 - Ты практически перефразировал аргумент про гопника. Мужчины не объединены в единую структуру, которая от имени мужчин насилует и грабит. Россияне - да, ответственность на них лежит, поскольку они являются частью этой структуры и при этом не покидают ее, и не меняют. Это почти как с членами ОПГ - даже если ты не принимал непосредственного участия в совершении преступлений, ты все равно соучастник. А россияне не просто "не принимают участия", они это оплачивают.
4 - В реальной жизни так, конечно, не сработает. Хорошо, что в реальной жизни это не единственный вариант действий.
Потому что это очень хороший пример - он относительно свежий и неплохо отражает происходящее в снигерии. Тут тебе и пропаганда, и сильный лидер, и даже защита германоязычного населения соседей. И все это при поддержке или пассивном попустительстве бюргеров.
Во-первых, виноваты не мы, а современники тех событий. А для нас - вполне нормально и естественно, читая про рабство и геноциды коренного населения обеих Америк фейспалмить и охуевать. Точно так же, как твои правнуки будут читать про оккупацию украинских территорий и фейспалмить: "деды, ну как вы вообще умудрились так ебануться?". Если не вырастет очередным овощем или ватником, конечно же.
В контексте потомков речь не о вине, а об ответственности и принятии своей истории, включая негативные эпизоды. Конкретные потомки, безусловно, не виноваты, но люди - это еще не всё, они формируют народы, которые тоже живут, развиваются, творят свою историю. И составляющие их люди (и потомки в том числе) несут коллективную память этого народа, и коллективную же ответственность. И я вижу, что у россиян с этим невероятно серьезные проблемы, вплоть до того, что абсолютного отрицания и невозможности донести эту идею, когда речь идет о каком-то негативе. Впрочем, они отлично начинают чувствовать это народное единство, когда речь идет о чем-то хорошем: "МЫ запустили ракету", "МЫ провели Олимпиаду", "МЫ победили фашизм" - и это действительно верно (хотя иногда и с оговорками), потому что это было результатом работы даже тех, кто не участвовал в событии напрямую, коллективная народная работа вообще сделала это возможным. Но история и ответственность этим не ограничивается. Кроме "деды воевали" есть еще и "деды убивали". Коллективная ответственность немцев - это именно тот упомянутый выше правнук, который не может уложить в голове, как одни его деды умудрились настолько ебануться, что начали варить мыло из людей, а другие - пассивно за этим наблюдали.
Во-вторых, как бы жестоко это ни казалось, опять же, для оценки событий, как и правителей, важен контекст. Человечество развивается. Каннибализм не является чем-то предосудительным, существуя в контексте культуры дикого островного туземца, но является неприемлемым в цивилизованном обществе. То, что было нормальным тогда - не воспринимается нормальным сейчас. На бельгийский геноцид в Конго всем было плевать, но первая мировая война изменила общественное отношение к массовым убийствам. Поэтому на нацисткую Германию и краснопузый Союз смотрели с плохо скрываемым отвращением даже до того, как они начали агрессию за пределами своих границ. После второй мировой - начали негативно относиться к силовым методам изменения границ. В XXI веке оккупировать соседей - это плохо, пнятненько?
Но это уже вопросы отдаленного будущего. А пока что ты - тот дед, который пассивно наблюдает, как его соотечественники варят мыло из человеческого жира. (А если ты, например, ездил в Крым после оккупации в обход украинской границы - то ты это мыло еще и купил)
Конечно. Сначала народ приводит к власти краснопузых, фанатея от их кровожадной риторики, потом пишет друг на друга доносы, а потом под присмотром вертухаев из того же народа вместе дружно подыхает на стройке какого-нибудь БАМа, чтобы благодарные потомки по нему катались и гордились: "ух, какой совок был великий!".
Правительства, какими бы кровавыми они ни были, не появляются из ниоткуда, они из народа выходят и на народ опираются. Рассматривать правителей вне общественного контекста абсолютно бессмысленно.
Коллективная ответственность, да, а как ты думал? Возьми, к примеру, японцев или немцев: уже сменились поколения, а осознание коллективной ответственности за преступления имперских режимов как народа до сих пор никуда не делось.
Нет, не пришли. В твоей аналогии есть один существенный изъян: государство - это и есть народ. Ты и есть этот гопник. Даже если у тебя диссоциативное расстройство идентичности, и личность "гопник" постоянно отжимает деньги у личности "хикка", а потом тратит эти деньги на совершение преступлений, то прокурор все равно будет шить дело сразу на обоих в одном лице.
3 - В бразильских фавелах, например, многие дети становятся преступниками в малом возрасте, но они все равно являются частью действующих там преступных группировок. А вырастая, становятся полноправными участниками. В стране ты рождаешься, да, но после совершеннолетия ты обладаешь всей полнотой прав, в том числе менять систему, покинуть её, или даже остаться в ней овощем на полке - это тоже священное и неотъемлемое право гражданина.
4 - Скажу честно, именно это меня и раздражает сильнее всего. Даже если россиянин понимает, что он является частью этой страны, и оплачивает творимую страной хуйню, он все равно будет беспомощно хлопать глазами и спрашивать совета. А потом еще и недовольно ворчать, что каких-то хуёвых советов надавали. Это трехлетнему карапузу простительно стоять на месте и звать мамочку, чтобы она прибежала и разобралась с тем, что карапуз наложил в штаны, но вы ведь взрослые люди. И при этом не в состоянии сами что-то сделать, просите, чтоб вам рассказали, показали, помогли. Некоторые даже имеют наглость требовать прийти и сделать. Инфантильно грустить над тем, что "простые люди ничего не могут сделать". Взрослейте, учитесь принимать решения, брать на себя ответственность. Может даже как-то организовываться, в конце концов.
3 - Ты практически перефразировал аргумент про гопника. Мужчины не объединены в единую структуру, которая от имени мужчин насилует и грабит. Россияне - да, ответственность на них лежит, поскольку они являются частью этой структуры и при этом не покидают ее, и не меняют. Это почти как с членами ОПГ - даже если ты не принимал непосредственного участия в совершении преступлений, ты все равно соучастник. А россияне не просто "не принимают участия", они это оплачивают.
4 - В реальной жизни так, конечно, не сработает. Хорошо, что в реальной жизни это не единственный вариант действий.
Во-первых, виноваты не мы, а современники тех событий. А для нас - вполне нормально и естественно, читая про рабство и геноциды коренного населения обеих Америк фейспалмить и охуевать. Точно так же, как твои правнуки будут читать про оккупацию украинских территорий и фейспалмить: "деды, ну как вы вообще умудрились так ебануться?". Если не вырастет очередным овощем или ватником, конечно же.
В контексте потомков речь не о вине, а об ответственности и принятии своей истории, включая негативные эпизоды. Конкретные потомки, безусловно, не виноваты, но люди - это еще не всё, они формируют народы, которые тоже живут, развиваются, творят свою историю. И составляющие их люди (и потомки в том числе) несут коллективную память этого народа, и коллективную же ответственность. И я вижу, что у россиян с этим невероятно серьезные проблемы, вплоть до того, что абсолютного отрицания и невозможности донести эту идею, когда речь идет о каком-то негативе. Впрочем, они отлично начинают чувствовать это народное единство, когда речь идет о чем-то хорошем: "МЫ запустили ракету", "МЫ провели Олимпиаду", "МЫ победили фашизм" - и это действительно верно (хотя иногда и с оговорками), потому что это было результатом работы даже тех, кто не участвовал в событии напрямую, коллективная народная работа вообще сделала это возможным. Но история и ответственность этим не ограничивается. Кроме "деды воевали" есть еще и "деды убивали". Коллективная ответственность немцев - это именно тот упомянутый выше правнук, который не может уложить в голове, как одни его деды умудрились настолько ебануться, что начали варить мыло из людей, а другие - пассивно за этим наблюдали.
Во-вторых, как бы жестоко это ни казалось, опять же, для оценки событий, как и правителей, важен контекст. Человечество развивается. Каннибализм не является чем-то предосудительным, существуя в контексте культуры дикого островного туземца, но является неприемлемым в цивилизованном обществе. То, что было нормальным тогда - не воспринимается нормальным сейчас. На бельгийский геноцид в Конго всем было плевать, но первая мировая война изменила общественное отношение к массовым убийствам. Поэтому на нацисткую Германию и краснопузый Союз смотрели с плохо скрываемым отвращением даже до того, как они начали агрессию за пределами своих границ. После второй мировой - начали негативно относиться к силовым методам изменения границ. В XXI веке оккупировать соседей - это плохо, пнятненько?
Но это уже вопросы отдаленного будущего. А пока что ты - тот дед, который пассивно наблюдает, как его соотечественники варят мыло из человеческого жира. (А если ты, например, ездил в Крым после оккупации в обход украинской границы - то ты это мыло еще и купил)
Правительства, какими бы кровавыми они ни были, не появляются из ниоткуда, они из народа выходят и на народ опираются. Рассматривать правителей вне общественного контекста абсолютно бессмысленно.
Коллективная ответственность, да, а как ты думал? Возьми, к примеру, японцев или немцев: уже сменились поколения, а осознание коллективной ответственности за преступления имперских режимов как народа до сих пор никуда не делось.