Генпрокуратура выявила в СПбГУ памятник «нацистскому пособнику» Валиди. В Башкирии еще не знают, что их символ — враг России
Именем Валиди в Башкирии названы несколько улиц, культурный центр, установлены несколько памятников и памятных табличек.
Бюст востоковеда Ахмет-Заки Валиди во дворике Санкт-Петербургского госуниверситета ждёт судьба досок Маннергейма и Колчака. В биографии учёного разглядели пособничество гитлеровцам, полякам и пантюркизм. Его надо сносить. Но тогда и в Уфе все надо менять, а в Башкирии это второй герой после Салавата Юлаева.
По информации «Фонтанки», в Санкт-Петербургский государственный университет на днях поступило представление городской прокуратуры о принятии незамедлительных мер по устранению выявленных нарушений при установке бюста Ахмет-Заки Валиди Тугана. Памятник востоковеду и лидеру башкирского национально-освободительного движения был торжественно открыт во дворике филологического факультета петербургского вуза в июне 2008 года. Это был дар Башкирии университету, где, как известно, есть знаковый восточный факультет, на котором исторически существует тюркское направление.
Обращения о целесообразности установки в СПбГУ бюста неоднозначной фигуры башкирского лидера в адрес руководства университета поступали с начала нулевых. А помощь прокуратуры в решении этого вопроса вуз попросил в сентябре 2019-го, когда в виртуальную приёмную о памятнике Валиди написала мать одного из первокурсников.
Как следует из представления прокуратуры, выдержки из которого 19 января опубликовал СПбГУ, прошлое тюрколога таково, что его памятнику не место в учебном заведении. Он пособничал гитлеровцам.
«Размещение бюста лица, осуществлявшего в годы Великой Отечественной войны распространение идей о создании государства по национальному признаку и о превосходстве одной нации над остальными, что согласно российскому законодательству является уголовным преступлением, а также Музея Ахмет-Заки на территории университета свидетельствует о героизации деяний пособников нацистских преступников, противоречит законодательству о противодействии экстремистской деятельности, оказывает негативное влияние на студентов и является недопустимым», — указывается в представлении.
Устранить же подобные нарушения можно лишь сносом памятника. Но он же не единственный в России. Он в камне высечен в башкирском Ишимбае и Сибае. Есть его памятная доска на здании Национальной республиканской библиотеки в Уфе. Сама библиотека носит его имя. Есть в столице Башкирии и одна из центральных улиц Заки Валиди. В его память проводятся «Валидовские чтения», его дом-сруб в селе Кузяново — это филиал Национального музея Башкирии. Да и вообще после национальной гордости башкир — батыра Салавата Юлаева — этот историк фактически второй по значению в тех местах.
Подробнее о том, что именно раскопали в архивах и как запрещали бюст Заки Валиди, читайте на 47news.
Сурс
Ленинопад!
есть ли хоть слово правды в учебниках истории?
За денежку от производителей никотиновых пластырей ученые доказывают, что курево вредно.
Наука инструмент в руках человека. Иногда не инструмент говно, а прокладка, который его использует.
Но даже в плане конкретно документов, твоё определение нынешние "постмодернистские" историки назвали бы позитивистским и устаревшим. Ибо не учитывает влияние политических и социальных факторов при составлении этих самых документов. (Ну по крайни мере, в Украине такая позиция ныне очень сильна, может в других странах СНГ не так).
Вот "что на самом деле хотел сказать человек который писал этот документ и можем ли мы ему верить" является нынешней большой проблемой концепции истории. Но это не проблема сугубо истории, а фактически всех гуманитарных наук. Человеческое мышление сложно разобрать на простейшие. Просто другие гуманитарщики, не так сильно соприкасаются с материальными памятками и их анализом при помощи средств технических и природоведческих наук, поэтому их в этом плане тыкают меньше.
>Ибо как минимум твоё определение исключает результаты археологических и этнологических исследований.
Концепция, что археология и этнология являются вспомогательными историческими дисциплинами чисто советская. От этой концепции пахнет нафталином, гнилью, грибами и слипшимися страницами журнала "Колхозница". Это разные науки, не надо так. У них разные подходы и разная методология, пересекающаяся только в том аспекте, что они изучают человеческое прошлое. Могут существовать исследования на стыке нескольких наук, но в том-то и дело, что на стыке, а не просто "наша песня та же, но слова другие, посмотрите вон какие историки крутые".
>Но даже в плане конкретно документов, твоё определение нынешние "постмодернистские" историки назвали бы позитивистским и устаревшим. Ибо не учитывает влияние политических и социальных факторов при составлении этих самых документов.
Дружок-пирожок, у истории есть целый цикл вспомогательных исторических дисциплин, которые учитывают вот это говно (включая генеалогию и дипломатику и подчерковедческие дисциплины). И всегда учитывал.
>Ну по крайни мере, в Украине такая позиция ныне очень сильна
Можно поздравить Украину. Скоро дойдут до того, что история быта и рядового человека должна исследоваться наряду с политической и войдут в историческую науку Советского Союза образца 1975 года.
Еще блеснешь знаниями?
У истории есть. А у определения которое ты написал - нет.
"Скоро дойдут до того, что история быта и рядового человека должна исследоваться наряду с политической "
Не понял о чём ты. Об медленности науки Украины или о том что история повседневности не история?
Определение должно быть емким и кратким. Оно соответствует реалиям. История изучает документы, какими методами и в каком порядке - более предметный разговор.
> Об медленности науки Украины
Отсталости.
(калмыцкие части РККА отличались такими шевронами и отличительными знаками)