Спасибо! Включил объективную ошибку (732) в описание.

С государством - вопрос определения "государства". Когда речь идет про модель государственности, политическая централизация может быть недостаточным критерием; в случае с Моравией есть письменный язык, возможно законы, монотеистическая религия.
Там в "сотне".
Тебе спасибо за добрые слова.
Не, ну я могу развёрнутым ответом, но только кто это будет читать.
Если совсем в двух словах, то как-то так:

Вот стоит Снайдер у доски и спрашивает своих студентов - а знаете, как Вена стала городом, где вы все собираетесь побывать на каникулах? Со всем своим венским модерном и знаменитостями вроде Фрейда? Другими словами, откуда там в начале двадцатого века взялись все эти евреи, говорящие по-немецки, благодаря которым город стал тем, чем он стал? Философ Витгенштейн, композиторы Малер и Шенберг, писатель Цвейг и т.д. и т.п.

И отвечает - а это всё потому, что в 1770-е огромный кусок нынешней Украины со Львовом и Ивано-Франковском перестал был польским и стал австрийским. Украина была центром еврейской жизни (и прежде всего хасидской), и когда Галиция досталась Габсбургам, влиятельные еврейские семьи выучили немецкий, сделали промежуточную остановку в нынешней Чехии (здесь к списку еврейских австро-венгерских селебритис добавляется, например, Кафка) и к началу двадцатого века обосновались в столице, Вене.

И примерно весь курс такой - он сшивает разные куски реальности, которые у меня в голове ассоциировались с историей Украины примерно никак, довольно неожиданными способами. В 1066 году викинги плывут завоевывать Англию - точнее, в один и тот же год, не сговариваясь, это пробуют сделать две разные группы викингов из разных мест. Одними командует Вильгельм Завоеватель, и (как можно догадаться по слову "Завоеватель") у них захватить Англию получилось. У других не получилось: их командир король Норвегии по имени Харальд Суровый, его в Англии убивают. До того как стать королем, Харальд служит наемником у киевского князя Ярослава Мудрого. Это если вы соскучились по fun facts.
Когда я только садился смотреть Снайдера, то не мог себе внятно объяснить, зачем. Снайдер историк, курс исторический, и запуская лекцию про Украину с древнейших времен до наших дней, ты вроде как подписываешься под идеей, что печенеги и половцы - ключ к пониманию того, достаточно ли у Путина оснований бить противокорабельными ракетами по подъездам или всё-таки нет. и про ТОС "Солнцепек", и про авиабомбу на драмтеатр в Мариуполе.

Чтобы было понятнее: весь этот год я не читаю полезных книжек, не слушаю образовательных подкастов и вообще обживаюсь с мыслью, что роль разных гуманитарных знаний в жизни человека сильно переоценена, пока они не мешают делать из украинцев мясо. чисто ретроспективно - у всех важных текстов про Холокост были трех-, пяти- и десятитысячные тиражи на русском, и где-то тихо сидят три, пять и десять тысяч читателей и стараются не издавать даже тонкого писка. то есть надо признаться себе честно: любые книжки говно, если можно их проглотить и ничего не делать. поэтому весь мой reading record за год состоит примерно целиком из статей на arxiv.org про архитектуру нейросеток Stable Diffusion, Chinchilla и PaLM, к которым у меня таких претензий нет.

Но давайте про Снайдера. Если вам версия про "Украину придумал Ленин" кажется недостаточно убедительной, а кто именно ее придумал, вы навскидку не вспомните сами, то его лекции здорово заполняют пробел. Чего я опасался - что вместо путинской истории великого русского народа, у которого на окраине завелись непослушные отщепенцы, которые в конце концов отказались считать себя русскими, я услышу какой-нибудь панегирик Украине от моря и до моря. Так я на своем примере убедился, что даже если ты ни на копейку не веришь российской пропаганде про вымышленные украинские учебники с древними ukrs, то она всё равно неплохо так формирует ожидания.
Что в Йеле делают вместо всего этого - начинают с критического разбора разных более-менее самоочевидных установок. Правда ли, что национальные государства - вещь сравнительно новая, зато народы и их языки - древняя? Что Херсон и Мариуполь (да и вообще примерно вся территория Украины, где шли бои после отступления Z-армии из-под Киева) - это бывшая Русь? Что Киевская Русь сменила столицу и превратилась в Московское княжество? Что Киев со времен этой самой Киевской Руси и вплоть до распада СССР был русским городом? Что Киев и Москва вместе пережили монгольское иго? Подсказка: ответ на все эти вопросы одинаковый.

Вообще один из выводов курса - что вопрос "это чья историческая территория" один из самых бессмысленных, какие только можно задавать. Особенно про Украину. Будущая крымская Феодосия почти двести лет была гигантским торговым городом генуэзцев, который тогда назывался Каффа. Крым и Донбасс впервые стали российскими за пару десятков лет до рождения Пушкина: в любимом слове Z-пропагандистов "Новороссия" главное - это приставка "ново". Киев был литовским и польским до времени, когда в Лондоне стали открывать первые кофейни. Казаки в составе польских войск отбивали в Вене 1683 года атаку турок (и их путали с солдатами крымского хана, воевавшими на стороне Турции, потому что одевались те и другие примерно одинаково). То есть прогоны про русский мир, корнями уходящий в древность, к этому моменту курса уже теряют большую часть своей магии.

Если учесть, что мой собственный интерес к истории ограничивался всю жизнь одним двадцатым веком (в частности, из-за ощущения, что все предшествующее - немножко пластмассовое и ненастоящиее, как в костюмированном кино, и только двадцатый век касался людей, с которыми себя можно как-то соотнести), мне лекции Снайдера подарили пару удивительных открытий, которые другим дарят учебники классе в седьмом. Всю дорогу с 15-го века по настоящее время страны в этом курсе растут и схлопываются, гигантские Польша и Литва усыхают, крошечная Пруссия вырастает в гигантскую Германию, Австро-Венгрия рассыпается на запчасти. Все это дает надежду, что Россия от Владивостока - тоже не какая-то вечная постоянная, и она не хуже Австро-Венгрии способна со своими Путиным, патриархом, Z-школами и гомофобской духовностью завонять и раскрошиться, чтобы дать дорогу чему-нибудь живому, а Украина сможет набрать воздуха в легкие и жить.

Лучше, конечно, не опираться на мой кривой пересказ и смотреть самим. Учитывая, что Снайдер в основном стоит у доски и разговаривает, не злоупотребляя ни слайдами, ни мелом, всё это отлично работает как подкаст, без картинки, ссылка ниже. [текст стащил чужой, но он отвечает на поставленный вопрос]
Пускай уж будет этот.
Спасибо, ребят.
Спасибо, дорогой.
Я их по четвергам выкладываю, так что следующий будет 2-го марта.

Ну и с постами видишь, какая ерунда получается - первый виден только мне, у второго 0 взаимодействий, и с этим тоже непонятно что происходит.
Я бы рад их всех выложить на одном аккаунте с одним тегом, но не получается.
Странные пироги, у меня открывается - и даже гуглом ищется, а вот из того аккаунта я ее найти не могу. И она не в чистилище, а в polit.reactor.cc

В общем, буду постить, как могу - и рано или поздно найду способ заплатить 10 рублей в России.

(подозреваю, что плюсы моим лекциям обитают скорее в политоте, чем в рандомной песочнице)
Я может просто не разобрался как пользоваться, но вот первый пост:
https://polit.reactor.cc/post/5464295

Вот второй - его, по-моему, так никому и не показало:
https://purgatory.reactor.cc/post/5470739

И вот для третьего создал новый аккаунт. Я не понял, то ли какой-то модер забанил первый аккаунт, то ли я пользоваться сайтом не умею, то ли он накожен так - но глядя на местную /политоту, мои переводы - они для нее, ну и я не мусор несу, а йельское образование, с лекциями, где на каждую по пяток часов уходит, перевести-записать.