Проблема в разделении конечных целей и инструментальных целей.
Например, обыватели часто не понимаю, что "военная мощь" - это не конечная ценность, а инструментальная ценность, важная лишь настолько, насколько она обеспечивает безопасность или экономические интересы. Советский Союз построил много оружия, но в конечном итоге оказался нежизнеспособным по экономическим и внутриполитическим причинам.
В человеческой природе подталкивать мальчиков к ритуалу инициации - "посвящению в мужчины", то есть быть признанными старшими. Ради этого нужно пройти лишения и быть способным на насилие (охотиться, драться и убивать чужаков).
Думаю, что такой поведенческих паттерн успешно играл свою роль на протяжении большей части истории человеческого вида ("доисторической" истории) - когда люди жили маленькими племенами кровных родственников и дрались с ближайшими соседями при помощи простейших орудий.
Но уже в Бронзовый век интересы отдельного человека или его ближайших родственников были отчуждены от интересов огромной группы - империи, государства, правителей. А общество уже было разделено на страты, касты, сословия.
И внезапно оказывается, что никакого чуда "инициации" нет. Молодой человек идёт на поводу у других (молодёжной субкультуры, сверстников, манипуляторов-взрослых, сект, банд, политических движений), вредит себе и другим людям, - и взаимен не получает ничего. "Признание" оказывается детской пустышкой. Да и вообще, жизнь устроена так, что людям плевать на тебя и твои старания - они хотят от тебя только результата, и желательно - подешевле.
Они чувствуют миссию - защитить "правду" своего племени. Не важно, каковы факты, важно, что выгодно для стаи. И их миссия в том числе - лгать, терпеть логические противоречия, игнорировать реальность. Так надо.
Можно сносить памятники.
Никакой ценности в политических памятниках нет, это не предметы искусства.
Это, выражаясь языком антропологов и этологов, гигантские особи правящей стаи, которые за счёт размера воспринимаются мозгом как фигура вожака. Ну, как и плакаты с мордами Старших Братьев.
Я бы запретил ставить политические и военные памятники вообще. Без исключений.
Например, обыватели часто не понимаю, что "военная мощь" - это не конечная ценность, а инструментальная ценность, важная лишь настолько, насколько она обеспечивает безопасность или экономические интересы. Советский Союз построил много оружия, но в конечном итоге оказался нежизнеспособным по экономическим и внутриполитическим причинам.
Думаю, что такой поведенческих паттерн успешно играл свою роль на протяжении большей части истории человеческого вида ("доисторической" истории) - когда люди жили маленькими племенами кровных родственников и дрались с ближайшими соседями при помощи простейших орудий.
Но уже в Бронзовый век интересы отдельного человека или его ближайших родственников были отчуждены от интересов огромной группы - империи, государства, правителей. А общество уже было разделено на страты, касты, сословия.
И внезапно оказывается, что никакого чуда "инициации" нет. Молодой человек идёт на поводу у других (молодёжной субкультуры, сверстников, манипуляторов-взрослых, сект, банд, политических движений), вредит себе и другим людям, - и взаимен не получает ничего. "Признание" оказывается детской пустышкой. Да и вообще, жизнь устроена так, что людям плевать на тебя и твои старания - они хотят от тебя только результата, и желательно - подешевле.
Некоторые не понимают этого до конца жизни.
Никакой ценности в политических памятниках нет, это не предметы искусства.
Это, выражаясь языком антропологов и этологов, гигантские особи правящей стаи, которые за счёт размера воспринимаются мозгом как фигура вожака. Ну, как и плакаты с мордами Старших Братьев.
Я бы запретил ставить политические и военные памятники вообще. Без исключений.